Экспедиция "Полуостров Рыбачий и мыс Бесов нос - 2013"

   Итак, состоялась одна из очередных экспедиций на север. На этот раз речь идёт о самой северной точке европейской части России, п-ов Рыбачий. После очень серьёзной и продолжительной подготовки 16.06.2012 состоялись старт из Москвы и прибытие на 3-юю внедорожную базу 4x4maps в Тверской области под г. Калязин, где была проведена контрольная проверка готовности техники и нашего отважного экипажа, и снова старт 17.06.2012. Целью дня было посещение не оставившего без впечатлений музея-усадьбы Батюшковых и А. И. Куприна под г. Устюжна и

Усадьба Батюшковых и А. И. Куприна

 прибытие в г. Череповец, который удивил количеством промышленности и многочисленными выбросами в  атмосферу дыма,

однако мы остались очень довольны гостиницей в этом городе под названием "Авелия", пожалуй, лучшая гостиница на всём пути по весьма хорошим ценам.

     











  

    
          На следующий день, миновав Вепсский лес, мы наконец-то добрались до Онежского озера, до села Каршево, в котором наши партнёры, гостиница "Каршево", предоставили нам замечательные и уютные номера, в которых мы смогли хорошо отдохнуть, ведь утром нас ждало злое бездорожье на протяжении 2-ух суток. Да, как Вы, наверное, уже поняли, речь идёт о мысе "Бесов нос".  И вот, пополнив запасы продовольствия, мы выдвигаемся в сторону побережья, на поиски знаменитых петроглифов. Не будем преувеличивать, трасса в это время года оказалась довольно проходимая для экспедиционников, хотя достаточно интересная и красивая. Приключения начались почти сразу  - лесная дорога встретила нас яркими красками северной природы, живописными холмами и буграми, хлюпающей текучей грязью и мягкой вязкой глиной. Маршрут был средней тяжести, но довольно интересный. В некоторых местах дорога пересекала ручьи по ветхим деревянным мостикам.  Прогиб брёвен, видимый невооруженным взглядом, треск деревьев и покачивание тяжелой машины  добавляли острых ощущений во время преодоления таких сооружений. Кроме того, данный участок нашего пути отличался интересной геометрией, местами вызывающей детский восторг. Ну и конечно, здесь, как всегда, был полный комплект развлечений в виде буксования в смеси глины и воды, пробиванием колей, взятием ходом с ревом дизеля и брызгами грязи во все стороны особых спецучастков. А также таскания троса через мокрое месиво глины и песка,  и, разумеется, самого лебежения, когда напряжённый потрескивающий трос выкорчёвывает машину с кубометровой глиняной массой.





























































 


                                                                                             
   Около 8-ми часов спустя, размотав по паре-тройке раз наши лебёдки, и преодолев несколько достаточно глубоких мест (около 1 метра) перед нами до горизонта раскинулась необыкновенной красоты Онега с потрясающими берегами, изобилующими огромными песчаными дюнами, обрывами, сказочным сосновым бором и удивительными плоскими "баранними лбами", уходящими под воду, которые и служили 6000 лет назад полотнами для нанесения петроглифов. Не смотря на то, что светлый день упорно не хотел уступать ночи в это время года, мы начали разбивать наш лагерь и шашлычать почти на лазурном берегу под лёгкий шумок волн.



















  
     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Проведя ночь в палатках, после завтрака мы, наконец-то, отправились на поиски тех самых петроглифов. Пролазив пару километров по скользким камням, мы обнаружили это доисторическое чудо, правда, оказавшееся в 400 метрах от нашего лагеря, напротив каменного острова возле старого маяка, как указанно на нашей карте. Зрелище это, конечно, весьма впечатляющее: различные изображения людей и животных рассказывали об образе жизни и способах выживания первобытных людей в этой местности 6000 лет назад. Также впечатлили и размеры рисунков: некоторые доходили до длины человеческого роста!

































                                                                                                                                      

        И вот, мы, с чувством достигнутой цели, отправились в обратную сторону, в Каршево, снова бросив вызов бездорожью. Благодаря тому, что мы уже познакомились с трассой, путь назад не составил большой сложности, хотя некоторые засадные места доставили не меньше удовольствия, чем в первый раз, когда проходили их в обратную сторону.























   

  

                                                                                                           
                                                                                                                                                                                                                                      Уцелев после 2-ух дней “рубилова”, по возвращении в гостиницу Каршево, на следующее утро местные рыбаки порадовали нас

вкусной и ароматной рыбой под названием "сиг", обитающей в Онежском озере. Правда, и без плохих новостей не обошлось: оказалось, что официально проезд на мыс "Бесов нос" запрещён, т.к. он является заповедной зоной. Поэтому возможны неприятные ситуации при встречах с иногда дежурящими там сотрудниками ДПС, у которых возникает непреодолимое желание отобрать права у проезжающих на "Бесов нос". В нашем случае таких встреч не было, но они вполне возможны, так что, на всякий случай, мы должны предупредить об этом наших соратников, джиперов, в этой статье! Итак, с полным "уловом" сига и незабываемых впечатлений, мы отправляемся дальше, ведь на очереди культурная программа в красивом северном городе Петрозаводске. И опять же нам повезло с гостиницей, поэтому выразим большую благодарность замечательному гостевому дому "Солнечный", так как, к сожалению, на нашем дальнейшем пути достойных гостиниц больше не оказалось, даже за весьма немаленькие деньги. Но вернёмся к сути, посетив, что называется, "попсовые" места Карелии, такие как Кивач и Кижи,





















и погуляв по Петрозаводску, на ряду с положительными впечатлениями мы насытились и удручающими зрелищами. Например, разочаровало то, что старейший онежский тракторный завод, ОТЗ, оказался полностью разрушен,

на территории завода функционирует лишь бесплатный музей. Деревянное зодчество на Кижах, к сожалению, также оказалось в весьма ветхом состоянии, большая часть деревянных стен уже заменена на металлические каркасы. Но мы должны были продолжать двигаться на север, и теперь держали путь на горный хребет, Хибины. Нельзя не отметить качество местных дорог, которое почти не уступало европейскому! Да-да, это удивительно, но не смотря на затонувшие на обочинах трелёвочники и гусеничные трактора, зеркальное полотно трассы расстилалось по болотам.  После того, как мы миновали около 2000км


   нашего пути по дорогам и не только и пересекли полярный круг, на 9-ый день нашего путешествия, на горизонте перед нами выросли довольно высокие горы с заснеженными вершинами. Мы подъезжали к Хибинам. На подъезде к городу Апатиты нас встретило неописуемой красоты огромное горное озеро Имандра.  К сожалению, озеро частично превращённо в хранилище отходов от горнообогатительных комбинатов, запах от которых, кстати, также местами плотно стоял в атмосфере. Но не будем о грустном, миновав Апатиты, мы остановились в

Кировске, в гостинице "Хибины", о которой уже, к сожалению, нельзя  отписаться только хорошими

отзывами, т.к. цена не очень соответствовала качеству, ну и конечно, на это накладывалось  
порядки социалистическое настроение персонала, хотя в городке было несколько приятных и красивых местечек. Ну да ладно, мы всё-таки джиперы, и приехали сюда     

покорять горные вершины и любоваться красотами природы) Поэтому на следующий день мы выдвинулись в горы на поиски местных достопримечательностей, некоторыми из которых были покорившаяся нам вершина водопада перед озером Малый Вудъявр, ну и конечно, само озеро с кристально чистой прозрачной водой.

  Но  вот, к сожалению, к большим водопадам, которые по словам местных находились дальше в горах, мы не добрались. Дорога, которая одновременно была рекой, в результате тающего на протяжении всего лета снега, оказалась заблокирована в ущелье снежным завалом, пробиваться через который было почти не возможно, так как лебедиться было не за что - надёжная растительность, конечно же, там отсутствовала, были лишь маленькие кустики, которые вряд ли помогли бы нашим гружёным под завязку внедорожникам. Так, частично покорив горный хребет Хибины, мы опять двигались на север.


















 



























           
           
           
           



































                                                                                           

Следующим пунктом нашей несколькодневной остановки стал город-герой Мурманск со всеми его достопримечательностями и красотами. Город-порт, и никак уж не иначе, морской атмосферой, конечно, дышали почти все заведения города, которые мы успели посетить: гостиница, кафешки, музеи, магазины и т.п. Впечатлило огромное кол-во всевозможных военных мемориалов, самым большим и известным из которых был памятник солдату Алёше, располагавшийся на горе и, тем самым, привлекающий внимание зрителя не только почти из каждой части города, но и за городом. Виды на памятник открывались и на удалении почти 15 км от города.
















Атомный ледокол "Ленин"













  




В целом, городок довольно тихий и приятный, особенно в центральной части, как нам показалось. Но в наше время особого развития, к сожалению, почти не наблюдается: все крупные строения города уже довольно старые, хотя, повторюсь, центр города довольно-таки приятный. Стоит отдать должное краеведческому музею, созданному ещё во время союза, и замечательной кафешке, которая почему-то оказалась закрытой на второй день пребывания нас в городе. 

Экспедиция в Арктику























































 


Итак, на 15 день нашей экспедиции мы, медленно, но верно, приближались к нашей конечной цели - п-ов Рыбачий. Отъехав 140 км от Мурманска, миновав бывший контрольно-пропускной пункт Титовка, заехав в старые разрушенные военные катакомбы, замаскированные в горах, правда не решившись зайти внутрь, мы приближались к побережью Северного-Ледовитого океана. Вот тут, уж действительно северная, природа начала удивлять своими красотами, серпантин вился, хотя и не по очень высоким, но по необычным горам, покрытым мхами и усеянными водопадами и прозрачными горными озерками, напоминающими каменные бассейны.

И вот открылся вид на бескрайний океан, мы заезжали по перешейку на полуостров Средний. Судя по мокрым водорослям на прибрежной линии, мы поняли, что оказались там во время отлива. Правда, пустынные пейзажи этой необитаемой местности и заброшенные городки нефтяников создавали впечатление настоящего края света. И с мобильной связью там тоже вышла интересная история: выехав на полуостров, мы оказались в роуминге, так как сигнал добивал только из Норвегии. В целом, конечно, пейзажи и виды на океан радовали глаз и оставляли яркие впечатления. С погодой нам тоже повезло - солнце круглые сутки неутомимо прогревало атмосферу, стоял полный штиль, так что даже на берегу было очень тепло, можно сказать, почти как на курорте. Кстати, стоит отметить, что местные, как ни странно, хуже всего ориентируются в местной географии, так что, не добившись от них никакой весомой информации и исколесив полуострова, мы остановились на одном из живописных пляжей с видом на горизонт, и, заодно, нам повезло стать свидетелями такого интереснейшего природного явления, как прилив. Вода буквально за считанные минуты поглотила десятки метров берега.

































                                                                                 

 Замечательная погода и красивая тихая местность полностью располагала к отличному отдыху, ведь на следующий день нас ждал долгий путь назад. Экспедиция "полуостров Рыбачий 2013", протяжённость которой составила 6000км,  была успешно завершена, спустя 25 дней после старта, можно сказать без поломок и потерь.

  


widget('bootstrap.widgets.TbDetailView',array( 'data'=>$model, 'attributes'=>array( // 'id', 'title', 'anonce', 'text', // 'id_user', ), )); */ ?>